Обращение Начальника связи ВС РФ Е.Р. Мейчика | Рубрикатор Сборника"Связь в ВС РФ - 2010" | Участники Сборника - 2010
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
"СВЯЗЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2010"
(ВЫПУСК ПЯТЫЙ)
ИЗДАЕТСЯ ПО ЗАКАЗУ И
ПРИ УЧАСТИИ УПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА СВЯЗИ ВС РФ
Вы можете скачать Сборник "Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2010" в формате .pdf и приложение к сборнику на CD-диске "Продукция для войск связи ВС РФ"
Тематический сборник
Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации — 2010
11592
Приложение на CD 7214
Предыдущие сборники
"СВЯЗЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2009"
"СВЯЗЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2008"
"СВЯЗЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2007"
"СВЯЗЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2006"

Организация связи в Военно-Воздушных Силах
в годы Великой Отечественной войны

Володченков
Александр Николаевич,
начальник Центрального Узла связи
Военно-Воздушных Сил

Для обеспечения управления авиацией в ходе Великой Отечественной войны в центральном аппарате ВВС существовали управление отдел связи и служба (впоследствии управление) земного обеспечения самолетовождения (ЗОС).
Развитие Военно-Воздушных Сил привело к возникновению острой необходимости самостоятельной сети связи авиации, поэтому к началу1941 г. были развернуты и функционировали: центральный узел связи штаба ВВС Красной Армии, узлы связи ВВС приграничных военных округов, узлы связи авиационных гарнизонов.
В первый, самый тяжелый, период войны стали очевидными крупные недостатки в подготовленности приграничных районов в отношении связи, технической оснащенности и подготовленности самих войск связи. Укомплектованность личным составом и техникой частей и подразделений связи была крайне недостаточной. Эти обстоятельства явились одной из причин временных неудач наших войск.
В начальном периоде войны средства радиосвязи для управления войсками почти не использовались - из за "радиобоязни" штабов всех звеньев управления. Для исправления сложившейся ситуации уже в ходе летне-осенней кампании 1941 года были изданы приказ наркома обороны "Об улучшении работы связи Красной Армии" и директива Ставки ВГК "О недостатках в организации управления войсками", в которых предписывалось в кратчайшие сроки ликвидировать недооценку радиосвязи и навести порядок в использовании радиосредств.
Заметное повышение роли радиосвязи произошло уже в ходе операций летне-осенней кампании 1942 года. Опыт боевых действий убедительно показал, что радио, особенно в наступлении, становится основным, а часто и единственным средством связи, обеспечивающим управление войсками.
Приобретенный в боях опыт применения радиосвязи потребовал совершенствования способов организации связи, модернизации существовавших и создания новых радиосредств.
В 1943 году была создана самолетная радиостанция РСИ 6. Радиостанции 11АК и РАТ применялись преимущественно для радиосвязи между наземными штабами объединений и соединений, а также для радиосвязи с самолетами дальней авиации. На базе РАФ-КВ-3 была создана РАФ-КВ-4, которая обеспечивала лучшее качество радиообмена и большую дальность связи. Было разработано специальное микрофонное выносное устройство (МВУ) для оборудования наземных командных пунктов. В конце 1943 года в войска поступил подвижный радиоузел РУК-42, который состоял из передатчика, шести приемников первого класса, комплекта аппаратуры быстродействия и диспетчерского пункта, размещенных в одной машине ГАЗ-ААА. 14 апреля 1943 года приказом Народного Комиссара Обороны были введены специальные инструкции по управлению, оповещению и наведению авиации по радио с наземных пунктов управления.
С июля 1943 года вместо одной радиосети наведения и управления самолетами было создано две. Первая радиосеть предназначалась для управления бомбардировщиками, штурмовиками и истребителями сопровождения, вторая - для управления истребителями, ведущими борьбу за господство в воздухе. Разгрузка радиообмена в радиосети управления обеспечила более качественное управление самолетами.
Быстрому внедрению радиосвязи для управления истребительной и штурмовой авиацией способствовал приказ Верховного Главнокомандующего от 10 августа 1943 года "О введении в действие положения о квалификации по радиосвязи летчиков истребительной и штурмовой авиации". Согласно этому приказу, устанавливались звания "Мастер воздушной радиосвязи" и "Классный радист", и летный состав сдавал зачеты на получение этих званий.
Для обеспечения работы авиационных представителей и авианаводчиков в объединениях и соединениях сухопутных войск использовались смонтированные на автомобилях или приспособленные для переноски радиостанции РАФ, а также снятые с самолетов - РСБ или поставляемые по ленд-лизу - SCR-284 или SCR-399. Создание новых радиосредств и модернизация старых позволили значительно увеличить устойчивость радиосвязи. Это способствовало тому, что радио превратилось в основное средство управления.
С 1943 года в части связи авиационных объединений стали поставляться усовершенствованные радиолокационные станции. РЛС были оснащены "высотными" приставками ВПМ-1,- 2,- 3 для определения высоты полета воздушных целей. К 1944 году поступил на вооружение самолетный прибор опознавания "свой - чужой" (СЧ). Он, в комплекте с РЛС, давал возможность определять государственную принадлежность самолетов, обнаруживаемых в воздухе. Применение радиолокационных станций и приборов опознавания значительно повысило эффективность наведения и управления боевыми действиями истребительной авиации. В этот же период была разработана самолетная РЛС перехвата "Гнейс-2".
Берлинская наступательная операция, проведенная объединенными усилиями группы фронтов в период с 16 апреля по 6 мая 1945 года показала направления дальнейшего развития способов боевого применения средств связи и радиолокации. Впервые за время войны в 16 й Воздушной армии были применены радиолокационные станции по системе радиолокационных узлов обнаружения и наведения (в каждом узле по три РЛС). Кроме того, в 16 й ВА впервые была применена радиорелейная станция "Сигнал".
Особенно большую роль в приводе самолетов в районы их базирования сыграли мощные приводные радиостанции типа "Пчела", смонтированные в железнодорожных вагонах. Обладая большим радиусом действия (до1000 км), они обеспечивали надежный привод самолетов при возвращении их с выполнения боевого задания.
В ходе войны происходило совершенствование органов управления связью, организационно-штатной структуры соединений, частей и подразделений связи, увеличение их численности. В течение всей войны непрерывно возрастала доля связистов в общей численности личного состава армии.
Читать дальше

Наши проекты
Сборник
Связь и автоматизация
МВД России
Сборник
Связь и телекоммуникации ФСИН России
Журнал "ИНФОРМОСТ -
Радиоэлектроника и Телекоммуникации"
Журнал
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"
  Untitled Document
ООО "Компания "ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОСТ"
117133, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А
тел.: (499) 160-9892, (495) 984-7059, факс: (499) 160-9992, E-mail:
informost@informost.ru
???????@Mail.ru